Предпосылки и история создания СРО

В конце 2007 года Государственная Дума приняла федеральный закон № 315 «О саморегулируемых организациях», который призван раскрыть суть саморегулирования и дать возможность бизнесу самостоятельно выстраивать взаимоотношения друг с другом и конечными потребителями в большинстве отраслей российской экономики.

Введение саморегулирования — это не прихоть реформаторов и не вид реформы, которую можно проводить или не проводить. Саморегулирование — это обязательный элемент экономики, основанной на рыночных, а не директивных принципах.

Неправильно было бы думать, что саморегулирование ограничивается саморегулируемыми организациями. Отнюдь нет. Институтов саморегулирования гораздо больше, чем институтов, которые введены в связи с принятием закона о саморегулировании. Институты саморегулирования — это и политические партии, и парламент, и местное самоуправление, которое не является государственной властью, оно — одна из высших форм саморегулирования, находящихся на границе между государственной властью и саморегулированием в обществе.

Принятие закона о СРО решает один из позиционных конфликтов, которых в рыночной экономике существует множество. Это позиционный конфликт: потребитель — производитель. Позиционные конфликты в рыночной экономике — это, с одной стороны, некий двигатель прогресса, а с другой стороны, — социальный фактор. Правильное регулирование конфликтов демонстрирует социальное лицо рыночной экономики.

Создание саморегулируемых организаций регулирует позиционный конфликт потребитель — производитель. Нерыночная экономика решение этого конфликта полностью возлагает на плечи государства: то есть ни потребитель, ни производитель в регулировании этого конфликта не участвуют, а лишь выполняют указания: что производить производителю и что потреблять потребителю.

В системе свободных рыночных и договорных отношений производитель и потребитель должны сами вырабатывать принципы своего взаимодействия. Ведь само сообщество производителей хлеба, мяса, одежды, автомобилей лучше знает, кто добросовестный производитель, а кто нет. Кто лучше них самих может решить вопрос о допуске и не допуске на рынок того или иного производителя.
Сегодня с принятием закона о саморегулировании у нас появилась возможность изменить ситуацию.

Закон о саморегулируемых организациях создал некие рамки, прописал ту общую структуру, которая должна присутствовать во всех саморегулируемых организациях, которые будут создаваться в различных секторах экономики или секторах производства.

Что такое саморегулирование и саморегулируемая организация?

Согласно 315 ФЗ «О саморегулируемых организациях» под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, основанные на добровольном членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства работ и услуг или рынка произведенных работ и услуг.

Саморегулируемые организации получают от государства право контроля над своими членами. Иначе говоря, членов СРО контролирует сама организация, всех тех, кто не захотел самоорганизоваться и объединиться в СРО — контролирует государство даже более жестко, чем раньше. Репутационную надежность членов СРО гарантирует саморегулируемая организация. Те, кто не вступил в СРО, ответственны только перед государством, а члены СРО перед всем обществом, в том числе финансово.

В настоящее время сформированы СРО в сфере управления недвижимостью и ЖКХ почти во всех регионах России, за исключением Дальнего Востока и северных областей. Конечно, наибольшее распространение практика создания СРО приобрела в Центральной России, где наблюдается наибольшее число СРО в сфере управления недвижимостью и ЖКХ, а, именно, Москва, Ижевск, Ярославль, Иваново, Рязань, Удмуртия, Архангельск, Калуга, Вологда, Калининград, Волгоград и т.д.

В настоящее время СРО НП «Содействие развитию ЖКК» объединяет в своем составе более 60 членов – субъектов предпринимательской деятельности г. Омска и Омской области.

История создания нашего некоммерческого партнерства берет свое начало в конце 2009 года. Несколько представителей компаний управляющих недвижимостью и сферы ЖКХ решили учредить некоммерческое партнерство для того, чтобы облегчить процессы реформирования ЖКХ и улучшить коммуникации между участниками данного рынка.

В конце декабря 2009 года Министерство Юстиции официально зарегистрировало Некоммерческое Партнерство жилищно-коммунальных организаций и предприятий жизнеобеспечения «Содействие развитию жилищно-коммунального комплекса».

Согласно федерального закона №7 «О некоммерческих организациях», учредители нашего Партнерства создали коллегиальный орган Партнерства – Правление и единоличный исполнительный орган – выбрали Генерального директора. Также, на общем собрании учредителей и собраниях Правления были приняты положения, которыми Партнерство руководствуется в своей деятельности.

На очередном собрании Правления, в конце января 2010 года было принято решение о создании саморегулируемой организации на базе нашего Некоммерческого Партнерства. Исполнение данного решения было поручено генеральному директору Партнерства – Бочкареву Александру Васильевичу.

Согласно федерального закона № 315 «О саморегулируемых организациях», для получения некоммерческим партнерством статуса саморегулируемой организации необходимо наличие 25 или более членов Партнерства. Поэтому, перед подачей заявления о присвоении нашему Партнерству статуса саморегулируемой организации, Правление провело очень большую и кропотливую работу по анализу и отбору предприятий, которые хотели вступить в Партнерство.

Подготовка и согласование документов для регистрации нашего Партнерства в статусе саморегулируемой организации заняло более одного месяца. И в начале марта, а, именно, 2 марта 2010 года Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии при Министерстве экономического развития РФ приняло решение о включении нашего Партнерства в реестр СРО за номером 39.

В начале марта 2010 года СРО НП «Содействие развитию ЖКК» вступила в члены Национального объединения саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью (далее НОСО УН) г. Москва.

Представители партнерства вошли в состав Совета НОСО УН, который определяет стратегические направления деятельности Объединения.

Также, члены СРО НП «Содействие развитию ЖКК» вошли в состав комитетов НОСО УН. В частности наши представители работают в комитете по стандартам деятельности управляющих недвижимостью, комитете по капитальному ремонту, энергоэффективности и модернизации и в комитет по образованию.

НОСО УН было зарегистрировано в феврале 2010 года. На сегодня членами НОСО УН являются 26 саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью, объединяющих более 700 управляющих компаний, представляющих 42 субъекта страны (более 70 тыс. многоквартирных домов и более 200 млн. кв. м. жилья в управлении).

Зарегистрированы еще 3 СРО, которые уже подали заявление на вступление в НОСО УН. Предполагается до 01 июля 2010 года создание до 40 СРО в данной сфере.

Промежуточными результатами работы Ассоциации «НОСО УН» является подготовленный для рассмотрения в Государственной Думе РФ проект с поправками в Жилищный кодекс РФ, регламентирующий работу компаний, управляющих многоквартирными домами.