Капитальный апокалипсис 2012

30.11.2010

Своим появлением он наделал много шума, также громко обсуждают его предстоящую «кончину». Конечно, основным источником интереса является не судьба фонда, а перспективы осуществления капитального ремонта многоквартирных домов. Вернее, схемы его финансового обеспечения.

Из своего кармана

У страждущих получить помощь от фонда есть еще полтора года. А после придется раскошеливаться самим. Даже 5% от суммы многим казались неподъемными, в обозримом будущем все бремя ответственности ляжет на собственника. «Согласно Жилищному кодексу капитальный ремонт общего имущества уже сегодня должен осуществляться за счет собственников жилья», — отметил Константин Цицин, генеральный директор Фонда содействия реформированию ЖКХ. Очевидно, что в условиях капитального недоремонта жилого фонда по всей стране у собственников вряд ли найдутся такие средства. Ведь далеко не все дома попали в адресные программы, а срочного ремонта требуют очень многие. Каким образом возложить на собственников это финансовое бремя, не один месяц думали-гадали чиновники. Зачем далеко ходить? Ведь фонд рапортует об успехах. В результате, по поручению Дмитрия Козака, заместителя председателя правительства РФ, самой государственной корпорацией был разработан проект закона «О Федеральном и региональных фондах капитального ремонта многоквартирных домов». Проект был разослан в регионы для внесения предложений и замечаний. Хотя господин Цицин подчеркнул, что о «реинкарнации» речи не идет. Это будет абсолютно новая система, которая сосредоточится только на финансировании капитального ремонта. Суть ее в том, что региональные фонды будут пополняться в основном за счет регулярных платежей жителей многоквартирных домов. То есть в квитанциях прибавится строчка. На федеральном уровне посчитали, что в среднем плата составит 5 рублей в месяц с квадратного метра, но конечную цифру назовут регионы, основываясь на средней рыночной цене капитального ремонта. В Татарстане, не дожидаясь 2012 года, уже ввели подобную схему. Причем платеж сделали обязательным для всех жителей, как налог. От обязательности отчислений разработчики проекта федерального закона после бурных дискуссий все же отказались. Платеж будет добровольным. Нестыковки

По сути, накопительные фонды — это возвращение к советской системе, когда все деньги с домов собирали в один «котел». Правда, на этот раз нам обещают, что деньги конкретного дома будут учитываться отдельно и перекрестного финансирования не будет. Региональные фонды будут выполнять роль больших копилок. С той разницей, что при необходимости каждый отдельный дом сможет взять из него необходимое количество средств, а не только вложенные. Но, конечно, не даром, под проценты. Как в банке, только без лицензии. На это, в том числе, обратили внимание в Институте экономики города при анализе законо- проекта. Вообще, предложенный законопроект не получил высокой оценки института. Очень много нестыковок нашли специалисты в документе. Начиная с того, что на содержание фонда нужны средства, и это будут в том числе средства, вносимые домами. То есть временно свободные деньги будут работать — размещаться в ценные бумаги, акции и прочее. Безусловно, деньги должны работать. Только вот вызывает сомнение необходимость их работать на благо фонда. Процедура наполнения региональных фондов денежными средствами обязательно будет носить аппаратно-бюрократический, административно понуждающий характер с неизбежной непрозрачностью, неповоротливостью, волокитой и коррупцией, считают в Институте экономики города. «Необходимо, чтобы в законе был четко прописан механизм поступления, прохождения и использования средств, — говорит Владимир Петранкин, генеральный директор УК «ПРИМ». — Иначе будет, как в советское время: деньги ушли и пропали. Еще один важный момент, чтобы банки не брали комиссии за перечисление средств». Подвергается критике и система установления сверху не только платы за капитальный ремонт, но и возможного перечня работ. А ведь Жилищный кодекс по этому поводу четко говорит, что все эти вопросы решаются на общем собрании собственников и никак иначе. Хотя, к слову сказать, сегодня из-за этой нормы многие граждане вообще отказываются платить за капитальный ремонт, принимая такое решение на общем собрании. Ни один дом, находящийся в управлении УК «ПРИМ», не платит за капитальный ремонт. Люди надеются на № 185 ФЗ. Но вернемся к законопроек- ту. Схема выделения средств из федерального фонда основана на тех же адресных программах, с которыми работает сегодня Фонд содействия реформированию ЖКХ. Эксперты, ссылаясь на существующий опыт, опасаются, что «будет иметь место фактическое принятие решений о капремонте местными администрациями, формальное оформление решений написанными под копирку протоколами общих собраний собственников, подгонка стоимости ремонтов в домах, включенных в программы, к выделяемым регионам лимитам, выбор подрядчиков не товариществами собственников жилья и управляющими организациями, а муниципальными комиссиями». На самом деле законопроект вызывает очень много вопросов. «Разумное зерно здесь, безу- словно, есть. Такие фонды необходимы. Но еще много чего нужно дорабатывать, — отмечает Владимир Гайдей, заместитель председателя Жилищного комитета Санкт-Петербурга. — Очень много юридических и финансовых вопросов. Советской уравниловки не должно быть. Люди должны понимать, куда идут деньги, как они будут работать. Схема должна быть прозрачной. Мы отправили в фонд свои предложения». Копить или кредитовать?

Вообще, накопительная система в принципе не вызывает восторга у специалистов Института экономики города. По мнению Надежды Косаревой, президента Фонда Института экономики города, схема, прописанная в проекте закона, не делает ничего, чтобы максимально привлечь в этот сектор жилищно-коммунального хозяйства кредитные частные ресурсы. И именно кредитование необходимо делать рабочим инструментом, чтобы не было необходимости копить на капитальный ремонт десятки лет. Сегодня в России такие механизмы не отработаны. «Мы сотрудничаем с такими компаниями, как, например, Водоканал, но ТСЖ в силу закона, не имея имущества, не может напрямую взять кредит», — признается Георгий Васильев, директор архангельского филиала «Фондсервисбанка». Олег Вихтюк, заместитель директора Управления инвестиций и развития бизнеса холдинга «Теплоком», отмечает, что новый законопроект как раз будет параллельно развивать вопрос кредитования. Но упор, конечно, делается на те проекты, где можно обеспечить возвратность средств. Это проекты, связанные с учетом, регулированием, автоматизацией потребления всех видов ресурсов. Надо сказать, что опыт успешного кредитования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (и на уровне товариществ) имеется за границей. Причем, не так далеко. В той же Прибалтике. Там созданы специальные государственные институты развития, которым государство выделяет средства для кредитования. Сначала они сами кредитуют собственников, затем привлекают банки. Вопрос, конечно, в стои- мости таких кредитов. Сегодня российские банки не готовы предложить товариществам и управляющим выгодные кредиты. А тем временем резолюция, одобряющая создание региональных фондов для сбора средств на капремонт с самих жильцов, была принята в Казани 27 мая на всероссийском совещании «Региональные фонды капитального ремонта, энергоэффективное жилье, организация информационного взаимодействия». Проект еще дорабатывается. Но, скорее всего, фонды капитального ремонта появятся у нас уже в 2012–2013 годах.

АННА БОРЫГИНА

WWW.KONSERG.RU; САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

http://www.konserg.ru/articles/article_9410.html