Наши услуги
Как управлять многоквартирным домом?
Статья 161 Жилищного кодекса предполагает управление многоквартирным домом тремя способами: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом, или иным специализированным потребительским кооперативом и управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Казалось бы, это должно было решить многие проблемы, но в действительности жители столкнулись с новыми трудностями: выбором управляющей компании и незаконно созданными ТСЖ.
О проблемах жилищно-коммунального хозяйства и возможности их решения мы поговорили с председателем комиссии Московской городской Думы по законодательству Александром Семенниковым (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»).
- Александр Григорьевич, тема ЖКХ сейчас - одна из самых обсуждаемых. В чем вы видите ее такую большую актуальность?
- Недавно Президент Дмитрий Медведев очень образно и эмоционально назвал наше жилищно-коммунальное хозяйство самой убитой сферой. Нельзя с ним не согласиться. Даже в сравнительно благополучной Москве есть множество примеров крайне запущенных домов, коммуналок, где все держится на «живой нитке», бывших общежитий, где люди годами ждут ремонта... Что уж говорить о дальних дотационных регионах, если всего в нескольких десятках километров от МКАД можно столкнуться с самой настоящей разрухой? Причины? Есть и объективные - десятилетиями накапливавшееся недофинансирование, но есть и то, что президент обозначил абсолютно точным термином - сфера ЖКХ была убита. Убита безответственностью, алчностью и равнодушием. И чиновников, и коммерсантов, и, как ни странно, попустительством самих жителей. Об их позиции я скажу позже.
Конечно, я далек от того, чтобы абсолютно все представлять исключительно в черных красках. В Москве, по сравнению с другими регионами, жилищно-коммунальное хозяйство находится на достойном уровне, его стандарты гораздо выше, чем в целом по стране. Достаточно сказать, что городской бюджет взял на себя финансирование капитального ремонта жилых домов (по Жилищному кодексу это - обязанность собственников), дотирует около трети затрат москвичей на оплату услуг ЖКХ, субсидирует, вплоть до полного освобождения, эти платежи малоимущим.
Но и у нас проблем достаточно. Сегодня рынок жилищно-коммунальных услуг характеризуется и отсутствием должной конкуренции, и явными правовыми проблемами. Кроме того, на нем зачастую присутствует откровенный криминал. Ведь управление имуществом многоквартирного дома - хороший бизнес, который приносит серьезный доход. Причем взять дом на обслуживание может любая частная фирма, заключив соответствующий договор. Посчитайте сами - если каждая семья в среднем платит 2,5 - 3 тыс. рублей в месяц, то, умножив эту сумму на число квартир в доме, например, 300, получаем 900 тысяч рублей в месяц. Плюс городские субсидии. Получаются вполне серьезные суммы. А если управляющая компания берет на обслуживание не один дом, а несколько?
- Так нужно ли было привлекать в ЖКХ управляющие компании? Что послужило причиной? Разве ДЕЗы плохо справлялись со своей работой?
- ДЕЗы были монополистами. А монополия, как учили классики, ведет к загниванию. Что мы и наблюдали. Конкуренция в сфере ЖКХ необходима, хотя с учетом специфики этой сферы она имеет свои особенности. Ведь параллельные водопровод, канализацию или электрокабели к каждому дому не протянешь. А вот грамотно и экономно управлять этим достаточно сложным хозяйством - можно и нужно. И делать это в состоянии только профессионалы - управляющие компании. Хотя Жилищный кодекс и предусматривает возможность управления общедомовым имуществом непосредственно собственниками, но на практике это реализуемо лишь в домах с очень малым количеством квартир.
- Для чего в течение последних лет начали создаваться в массовом порядке товарищества собственников жилья, многие из которых впоследствии оказались липовыми?
- Идея товариществ собственников жилья - абсолютно здравая и плодотворная. Заботиться о своем общем имуществе должны сами собственники, поскольку только у них есть интерес минимизировать затраты на эксплуатацию и одновременно повышать качество услуг. Если этим займется чужой, да еще бесконтрольный «дядя», то конфликты, завышение тарифов, низкое качество услуг и прочие «прелести» неизбежны.
В начальный период создания ТСЖ этот процесс шел неторопливо, но вполне органично. С 1992 по 2007 год в Москве было организовано - по инициативе жильцов! - около 2 тысяч ТСЖ, включая ЖСК. Многие из них работали и продолжают работать вполне успешно. Но затем вдруг началось очередное «головокружение от успехов». В 2007 году было решено за три года довести число ТСЖ до 10 тысяч. В результате в погоне за показателями организовано множество липовых ТСЖ, то есть таких, в создании которых собственники участия не принимали, документы были сфальсифицированными. За три года создали около 8 тысяч ТСЖ, и, по официальным данным, примерно в половине из них при создании были нарушения. Выделенные на это 176 млн. рублей тем не менее были «освоены». На сегодняшний день имеется 259 обращений граждан в суд с просьбой ликвидировать ТСЖ, по 174 решения уже приняты. Но так действуют самые активные граждане, другие, к сожалению, то ли выжидают, то ли вообще не интересуются, кто и как распоряжается их домом.
Что мы имеем в результате? Во-первых, люди в массе своей не верят чиновникам. Во-вторых, более 70 процентов москвичей затрудняются ответить, кто управляет их домом, и не знают, куда обращаться в случае жилищно-коммунальных проблем. В-третьих, собственники квартир, по сути заказчики услуг, чаще всего оказываются в роли просящих, которым управляющие компании диктуют условия. И это при том, что для информирования москвичей уже длительное время работает ГУ «Центр реформы ЖКХ»! И, наконец, на рынке жилищно-коммунальных услуг вместо честной конкуренции мы наблюдаем монополизм, разного рода махинации и сговоры. Все это вполне можно квалифицировать как нарушение прав человека.
- Из сказанного вами следует, что качество услуг управляющих компаний далеко от должного. Что жителям делать, если они сталкиваются с недобросовестным партнером? Как добиться защиты своих интересов?
- Повышение качества услуг управляющих компаний - проблема многоплановая. Как я уже сказал, путь к ее кардинальному решению идет через всемерное развитие честной конкуренции между управляющими компаниями, через создание настоящих, а не липовых, товариществ собственников жилья.
Так что предложение интересное, но над ним надо еще хорошо подумать, проанализировать опыт уже работающих организаций.
Но ждать, пока «вверху» все будет отрегулировано и налажено, и ничего не делать самим - неправильно. И сегодня жители имеют немало возможностей защитить свои права. Самое главное - не быть равнодушными, самим активно интересоваться работой своего ТСЖ, своей управляющей компании. При заключении договора с управляющей компанией внимательно читайте все документы, которые подписываете, сравнивайте тарифы и не заключайте договор на несколько лет сразу. Достаточно заключить его на один год, присмотреться, как управляющая компания будет работать. Кроме того, остается весь традиционный арсенал мер воздействия на недобросовестных поставщиков - направить жалобы в управу, на горячие линии Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, в Мосжилинспекцию, в Объединение административно-технических инспекций города Москвы (ОАТИ).
- Бывают случаи, когда управляющие компании навязывают ненужные жителям услуги и включают их в единый платежный документ для оплаты. К кому обращаться в такой ситуации?
- При получении платежных документов смотрите, чтобы все, включенное в них, соответствовало реально полученным услугам. Например, платеж за радиоточку. Много ли москвичей слушает проводное радио? Во многих квартирах и радиорозетки-то давно уже нет. А платежи идут! Между тем, согласно Жилищному кодексу, единый платежный документ должен содержать платежи за коммунальные услуги, за содержание и ремонт жилья. Вместе с тем практически в каждую «платежку» включены платежи за радиоточку, запирающее устройство и антенну, а недавно появилась составляющая и за обслуживание приборов учета по водопотреблению. Но дополнительные услуги не предусмотрены жилищным законодательством, и они должны оказываться только после согласия гражданина на их оказание. Так что обращайтесь в ЕИРЦ, требуйте изменения в платежном документе, не пожалейте времени, оформите отказ на предоставление ненужных вам услуг - за ту же радиоточку. Проблема эта вовсе не такая уж пустяковая: ведь из малых платежей складываются в итоге немалые суммы.
- Александр Григорьевич, вы являетесь руководителем проекта «Народный контроль». А какую помощь предполагается оказывать москвичам - собственникам жилья в рамках этого проекта?
Его главная задача - просвещение и защита собственников жилья, а также добросовестных управляющих компаний, которые испытывают «пресс» нерыночных способов конкуренции. Комитет займется также противодействием «грязным» технологиям в конкурентной борьбе, станет участвовать в ликвидации коррупционных схем и административно-чиновничьих барьеров в сфере ЖКХ. И, конечно же, будет всячески способствовать усилиям исполнительной власти города, тем более что задача наведения порядка в этой сфере обозначена ею как одна из приоритетных.
ЛЮДМИЛА СТОЛЕТНЕВА
МОСКОВСКАЯ ПРАВДА; МОСКВА