Россиян поставят на счетчик

17.12.2010

Пробегают по трубам и проводам литры, киловатты и кубометры, крутятся стрелки счётчика – записывай показания и плати. Причём платишь только за себя, а не за соседа дядю Гену, который льёт воду вёдрами. Сколько израсходовал, столько и выложил денег. Врезать эти кругленькие приборчики специалисту тоже проще простого.

Но вот незадача. Почему-то не рвётся наше население ставить счётчики воды в своих домах и квартирах, несмотря на все уговоры властей и явные доказательства экономии личных сбережений. Если за электричество по счётчику уже с давних времён платит абсолютное большинство населения, то за воду, газ и тепло – единицы. Вроде бы в теории и экономично, и выгодно, и недорого, а массового стремления «оприбориться» нет. Даже в тех домах, где счётчики поставлены при строительстве, они не работают. Сегодня такими устройствами, по официальным подсчётам, обеспечены лишь треть россиян. Некоторые эксперты говорят, что картина куда более грустная, и называют цифру в два процента.

Хлопотно и накладно

Действительно, все уже убедились, что любой прибор учёта, установленный в квартире, позволяет сэкономить огромные деньги, ныне выбрасываемые на потребу монстру по фамилии ЖКХ неизвестно за что и в каком количестве. Те, у кого маленького устройства со стрелками нет, не знают свой реальный расход воды и платят «за того парня» круглую сумму. Кубики расписываются между всеми жильцами дома, в результате чего все переплачивают. Даже тот же сосед дядя Гена с его вечно текущими кранами. Без счётчика никого не интересует, сколько воды вы тратите. Есть норматив – свыше 380 литров на одного зарегистрированного жильца в сутки. А среднестатистическая семья, как правило, «выливает» воды ежемесячно в два раза меньше установленной нормы. Следовательно, переплата налицо. У некоторых граждан расход вообще не превышает 50 литров, а им коммунальщики вбивают в голову, что потребление подбирается к 400 литрам в день. Приходится платить даже в тех случаях, когда люди уезжают в отпуск или долгосрочную командировку. Почти никто не утруждает себя справками о временном отсутствии или болезни.

Есть более точные подсчёты специалистов. Цифра расхода «неучтённой» воды может доходить до 36 000 литров нормируемого расчёта воды в месяц на одного зарегистрированного в квартире человека. Это, соответственно, составляет свыше 100 000 литров потребления воды на среднестатистическую семью из трёх человек. В денежном переводе это составляет более 1700 рублей – столько семья, не имеющая льгот по оплате, ежемесячно платит за воду. А вот если она установит счётчики, то при прежних объёмах расхода воды заплатит немногим менее 600 рублей в месяц, то бишь почти в три раза меньше! В итоге счётчики окупаются за несколько месяцев. Таким образом, от их установки выигрывают прежде всего семьи с малым достатком, пенсионеры, то есть люди, у которых каждый рубль на счету.

Но отчего, невзирая на явные преимущества и выгоды установки приборов учёта, население не спешит устанавливать их? Почему даже продвинутые в вопросах ЖКХ москвичи упорно сопротивляются на первый взгляд разумному решению столичного правительства об обязательной установке счётчиков расхода воды, хотя власти вроде бы наглядно демонстрируют заботу о кошельке горожан? А как им не сопротивляться, если в будущем году одна только поверка и обслуживание счётчиков холодной и горячей воды может обойтись их соседям, установившим счётчики, на 5–7 процентов дороже, чем в этом году? Ведь с начала наступающего года предельная цена на техническое обслуживание одного прибора учёта воды определена в 139 рублей, а на поверку одного прибора – в 406 рублей. Ранее – 128,84 и 383,95 рублей соответственно. А если таких приборов в квартире пять-шесть? Влетает в копеечку.

Не случайно общество зашиты прав потребителей решило отправить в Генпрокуратуру и Федеральную антимонопольную службу письма с требованием проверить законность такого распоряжения московских властей. По подсчётам защитников потребителей, общий объём платы за эти навязываемые услуги по городу составляет один миллиард рублей. Людей буквально силком загоняют в коммунальное счастье. И кто проверит, ходил ли инженер по квартирам, проверял ли, то есть была оказана услуга или нет? А жильцу в платёжный документ в пункт «ТО КПУ» впишут плату за услугу, которой он в глаза не видел. А если выведут перерасчёт, так как общедомовой счётчик покажет перерасход, то владельца личного прибора всё равно заставят его оплатить, хотя по правилам этого вроде бы делать и нельзя.

Мы за ценой не постоим

Так что каждый собственник квартиры сто раз подумает, прежде чем поставит счётчик. Да и установить его такая морока, что у людей руки опускаются. Откровенно говоря, замаялся записывать последовательность своих действий по установке счётчика, сурово изложенных представителем управляющей компании. Сначала, оказывается, надо обратиться в ДЕЗ или управляющую компанию, заполнив бланк заявления. Затем нужно оплатить квитанцию на 3940 рублей за установку двух счётчиков плюс 360 рублей за их обслуживание. А если четырёх или шести? После этого следует дождаться инженеров для технической экспертизы, выбрать компанию, которая проведёт установку, подписать акт приёмки. Потом опять написать заявление на эксплуатацию прибора и вновь дождаться инженера управляющей компании, который установит пломбу и подпишет эксплуатационный акт. Затем опять сообщить, что у вас работает счётчик.

К чему такая бюрократическая круговерть? Откуда взялись такие немыслимые цены, исчисляемые в тысячах рублей? В среднем по ряду российских городов покупка и установка одного прибора учёта может обойтись в 3–8 тысяч рублей. Самый простой прибор стоит 1,5 тысячи рублей, но где его взять? Да и далеко не каждый сможет одномоментно выложить так много денег, особенно пенсионеры, малоимущие и социально незащищённые слои населения. Другое дело, если бы государство таким людям выдавало льготные кредиты или сдавало эти приборы в аренду. Или, скажем, устанавливало бы их с рассрочкой оплаты на три-пять лет. А ещё лучше, как предлагают многие социальные эксперты и о чём свидетельствует зарубежный опыт, вообще освободить жильцов от расходов на покупку устройства и его установку. Да и те, кто готов выложить свои кровные на счётчик, сталкиваются с массой труднообъяснимых проблем. Почему, пишут граждане в социальных сетях, нельзя покупать приборы свободно, без каких бы то ни было платных регистраций, без чего так называемые несанкционированные приборы не примут в эксплуатацию, не поставят на учёт и показания с них не будут фиксировать? Регистрация должна носить уведомительный характер, а не разрешительный. Нередко компании буквально силком навязывают, ссылаясь на всевозможные технические ограничения. Тем самым людей лишают права выбирать те фирмы, которые дешевле продают, устанавливают и обслуживают приборы.

Как известно, сегодня все расходы по установке берут на себя собственники жилья. Но почему этот груз ложится только на их плечи, если это выгодно не только потребителю, но и государству? Причём поверка, обслуживание прибора стоит большие деньги. Придётся платить, как мне объяснили в местном дезе, не только за приобретение самого прибора, установку временного подключения и за последующую поверку, но и за ремонт и повторную поверку, за пломбирование и снятие пломбы и т.д. Можно, конечно, пойти другим путём, пригласив знакомого слесаря. Тогда опять нужно будет написать заявление, чтобы техник пришёл, снял показания, опломбировал прибор. И только тогда ваш счётчик будет на законных основаниях считать потреблённую вами воду. Не каждый решится на такой подвиг, даже с учётом раздачи взяток и подношений. Можно себе представить, что начнётся в организациях, отвечающих за поставку горячей воды и холодной воды, – очереди, скандалы, жалобы, огромное социальное напряжение.

Не мытьём, так катаньем

Конечно, контроль необходим, иначе наш креативный народ станет массово реализовывать свои идеи устройств, которые замедляют бег стрелок и перед которыми эффект от применения примитивных магнитов меркнет. Никто не возражает против поверок, но откуда взялись такие умопомрачительные суммы при покупке, установке и обслуживании простейшего прибора? Как «обрисовался» этот тариф? Или он плод богатого воображения жадных коммунальщиков? Если бы цены были «вменяемые», то никто не ратовал бы за бесплатную установку счётчиков стандартного типа для всех категорий граждан. Кто хочет приборчик «покруче», пусть выкладывает из своего кармана. О пенсионерах, инвалидах, безработных, всех социально незащищённых гражданах, получающих субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, вообще речи не идёт – они ничего не должны платить по определению.

Государству действительно выгоднее оплатить весь этот процесс установки приборов учёта воды. Будет, наконец, установлен строгий контроль над тем, кто и сколько платит за услуги ЖКХ. Может, прекратится, наконец, поток огромных убытков, которые несёт государство в связи с неэкономичным расходованием ресурсов. Ведь, по оценкам специалистов, основной резерв энергосбережения лежит вовсе не в сфере производства, а в жилищно-коммунальном секторе. Он, оказывается, потребляет более 60 процентов всей электроэнергии в стране! Увеличатся и поступления в казну, ведь по прошлогодним данным, совокупная задолженность за услуги ЖКХ составляла в стране 333 миллиарда рублей. Из них 95 миллиардов приходится на граждан и 158 миллиардов — на просрочку. Долг коммунальщиков энергетикам достигает 90 миллиардов рублей.

Вместо того чтобы установить причины, по которым большинство россиян не желает, чтобы их ставили на счётчик, чтобы чётко просчитать все затраты и возможные выгоды от бесплатной или льготной установки приборов учёта, власти идут на ужесточение своей позиции по этому вопросу. Министерство регионального развития предложило уже с 1 января следующего года поднять цены на услуги водо- и газоснажения для тех, кто не врежет счётчики воды и газа. Люди, следовательно, должны будут платить по увеличенному на тридцать процентов тарифу. За счёт освободившихся средств якобы будут субсидироваться владельцы заветных приборов учёта. Мосводоканал официально предупредил, что в случае неустановки приборов учёта воды до конца будущего года жители «всё равно будут обязаны обеспечить допуск организаций к местам установки приборов, а также оплатить расходы на их установку». Иными словами, никого и спрашивать не будут. Установят – и вся недолга. А потом каждому будут приходить счета. Не заплатите, отключат газ, то бишь воду. Правда, Минрегион, столкнувшись с массовым недовольством граждан, пошёл на попятный. В новой версии правил предоставления ЖКУ санкции уже исчезли, но в целом идея обязательной установки приборов учёта жива и, похоже, побеждает. Тем более Президент страны Дмитрий Медведев поставил задачу перейти на точный расчёт расхода воды к 2012 году. Вряд ли любой здравомыслящий россиянин будет возражать против идеи всеобщей «счётчикизации», но вот против методов её реализации протестов будет более чем достаточно. Эксперты считают, что подобный подход к решению одной проблемы значительно обострит другую – долги населения перед коммунальщиками могут возрасти в разы.

В условиях, когда в регионах местные власти чаще всего допускают к этому рынку только «свои» фирмы-поставщики приборов и соответствующих услуг, когда в этой сфере отсутствует конкурентная среда, когда появится ажиотажный спрос, цены, и без того высокие, вообще взлетят до небес. Уже сегодня в соседних регионах стоимость приборов учёта, их установки и обслуживания разнится в три-четыре раза! Можно себе представить, что начнётся к концу следующего года, когда надо будет рапортовать о выполнении поручения главы государства…

МНЕНИЯ

Учёт не за личный счёт

Олег Толкачёв, председатель Комиссии Совета Федерации по жилищной политике и ЖКХ:

«Энергоёмкость российского ВВП превышает показатели развитых стран в 2,5–3,0 раза и почти вдвое среднемировой уровень. Применение энергосберегающих технологий может уменьшить нынешний расход энергоресурсов в сфере ЖКХ на 40–50 процентов. Дотация на теплоснабжение должна быть сохранена. Даже при переходе к полной оплате населением предоставляемых коммунальных услуг она должна остаться для жителей, проживающих в зданиях, не соответствующих установленному современному стандарту, посильной. Население не должно расплачиваться за грехи администрации, навязавшей им экономически неэффективное жильё. А вновь возводимые дома должны отвечать современным требованиям как по тепловым характеристикам, так и по оснащению отопительным оборудованием». (Из выступления на Невском международном экологическом конгрессе.)

Андрей Чиркин, член Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям:

«В целях повышения эффективности управления жилищным фондом необходимо следующее. Во-первых, путём проведения комплексных мероприятий по модернизации и реконструкции жилищного фонда, в том числе за счёт энергоэффективных технологий и мероприятий по повышению энергоэффективности, повысить качественные характеристики строений. Во-вторых, требуется создание системы профессионального управления многоквартирными домами с помощью государственного регулирования в виде обязательных стандартов и правил, позволяющих перейти к профессиональной эксплуатации многоквартирных домов. Нами уже внесён законопроект, направленный на регулирование отношений в этой сфере. В-третьих, необходимо уйти от затратного механизма формирования цены коммунального ресурса. С целью реализации данного направления следует уйти от нормативов потребления коммунальных услуг и перейти на повсеместный приборный учёт, что позволит получить основу для определения реально необходимых населению объёмов коммунального ресурса. Введение приборного учёта коммунального ресурса заставит ресурсоснабжающие организации перейти на эффективные технологии производства с высоким КПД. Наша задача – сделать так, чтобы люди получали качественные коммунальные услуги по доступной цене». (Из выступления на заседании Государственной Думы в ноябре 2010 года.)

Валерий Парфёнов, заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по жилищной политике и ЖКХ:

«В основу государственной концепции по ЖКХ заложена норма о том, что люди, имеющие своё жильё, должны платить по факту потребления, а не по принятым некогда нормам. Но одновременно с этим и человек должен почувствовать себя собственником жилья, нацелившись на создание специальных товариществ собственников жилья – ТСЖ. Мы, к сожалению, в силу объективных причин не привыкли задумываться над тем, куда отдаём свои средства и зачем. Именно такие объединения способны эффективно взаимодействовать с поставщиками услуг, выбирая честную управляющую компанию».

А КАК У НИХ?

Два стога сена на выбор

Закон о тепловом хозяйстве, определявший порядок установки, работы, обслуживания счётчиков горячей и холодной воды, был принят в Литве семь лет назад.

По этому документу каждый житель имел теоретическую возможность выбрать себе поставщика горячей воды. По водоснабжению (имеется в виду горячая вода, которая течёт в кранах) у жителей появилась, как у Буриданова осла, возможность выбирать между «двумя стогами сена». Один вариант: покупать горячую воду у поставщиков тепла, скажем, у «Теплосетей», как было до последнего времени. Второй – напрямую у поставщиков питьевой воды – «Водоканала», попутно покупая у «Теплосетей» только тепло для централизованного нагрева холодной воды.

«Первый стог сена». Если жители решают обеспечивать себя горячей водой через «Теплосети», то в этом случае они закупают у него горячую воду как комплексный продукт и платят установленную сумму за кубометр горячей воды, за «змеевик» и за техническое обслуживание счётчика (чего раньше не было). Отчитываться жители будут по показателям приборов учёта. В законе предусмотрено, что в этом случае тепло, использованное во всём доме, может быть «разделено» между его жителями только в том случае, если поставщик оборудовал и метрологически проверил счётчики горячей воды. Если же компания этого не обеспечит, то затраты тепла, потраченного на подогрев «пропавшей» воды и её самой, не могут быть распределены между жителями. Это будет являться уже производственными потерями поставщика. Разница между количеством питьевой воды, декларированного жителями как для подогрева, и показателями входного домового счётчика относится к убыткам поставщика. Таким образом, «Теплосети», стремясь максимально уменьшить свои потери, становятся заинтересованными поддерживать в многоквартирном доме работоспособную общую систему учёта, то есть контролировать, насколько правильно жители декларируют количество потреблённой воды, следить за работо­способностью и точностью показателей приборов учёта, искать в системах многоквартирного дома «неизвестно куда» пропавшую воду.

Плюсы такого подхода очевидны. Контроль становится объективным, жители «не химичат», декларируя свои расходы воды. Счётчики приобретаются и устанавливаются за счёт «Теплосетей». По истечении их срока эксплуатации (4 года) компания за свои деньги производит их замену или необходимый ремонт. В этом, кстати, основное отличие от предлагаемой системы в России, где предусматривается плата за установку счётчиков из личного кармана населения.

Минусов тоже хватает. Ведь холодная вода для подогрева покупается через посредника («Теплосети» её фактически закупают у «Водоканала»). Естественно, её цена для жителя получается выше. Для жителя вводится дополнительная ежемесячная оплата за «техническое обслуживание счётчиков» — от 4,96 до 6,44 литов, то есть от 50 до 70 рублей. Снимать сведения о расходах воды в отдельно взятой квартире (периодическая проверка деклараций жителей) будут работники «Теплосетей» или специальные удалённые устройства снятия и передачи информации. В этом случае стоимость такого счётчика достигает по российским меркам 3000–5000 рублей. Возможно, вырастет и плата за счётчик.

«Второй стог сена». В случае если жители не желают связываться с «Теплосетями», то тогда тепло и питьевая вода для подготовки горячей воды (как в первом случае) покупается перед бойлером, по показателям установленного там счётчика. Договоры с поставщиками подписывает управляющая компания или другое уполномоченное жителями многоквартирного дома лицо. Вся вода и тепло для её подогрева, зафиксированные на вводных счётчиках, разделяются между жителями. Следовательно, если между показателями вводных счётчиков и декларированными показателями жителей образуется разница, которая, как правило, появляется из-за неправильно функционирующих квартирных счётчиков (к примеру, житель на него магнит повесил, из-за чего стрелки не крутятся), то эту разницу оплачивают добропорядочные жители. Масштабы такого воровства достигают приблизительно 0,3 процента годового бюджета страны. По сведениям министерства энергетики, в течение года такие выплаты «за того парня» составляют 33 миллиона литов. Это – минус.

Что касается плюсов, то убирается посредник при приобретении холодной воды, используемой для производства горячей. Следовательно, цена, по идее, должна быть меньше. Счётчики для установки в квартирах выбирает сам житель (товарищество). Есть возможность их закупки по более низким ценам, в среднем до 70 литов (около 750 рублей). Кроме того, нет оплаты за «техническое обслуживание». Однако тем самым не устраняется категория «недобросовестный житель».

Так что теперь рядовой литовский обыватель раздумывает, к какому «стогу» ему брести. Откровенно говоря, мне и самому не понятно, чем «Теплосети» хуже или лучше «Водоканала»? Что там монополист, что тут… Было решено, что если к определённому сроку граждане не определятся с выбором, то они автоматически «прикрепляются» к поставке горячей воды от «Теплосети». Почему? А кто его знает, «жираф большой»… Впрочем, большинство жителей Литвы в этом усматривают лоббистские старания крупнейших монополистов, приватизировавших тепловые хозяйства крупных городов республики.

Что же мы получаем в результате? Всего в Вильнюсе сегодня 4600 многоквартирных домов (сиречь потенциальных товариществ), жители которых должны были выбрать поставщика горячей воды. Цена горячей воды в литовской столице – 15,93 лита за кубометр (около 170–180 рублей). По положению на 1 апреля всего 10 (0,2 процента!) товариществ официально заявило, что будут покупать воду так, как было и раньше, то есть отдельно воду и отдельно тепло для её подогрева. Не думаю, что за оставшееся время число домов, присоединившихся к этому решению, значительно вырастет. Все остальные, следовательно, попали в цепкие объятия «Теплосетей». Таким образом, компания должна будет произвести «бесплатную» для жителей (где бывает бесплатный сыр, видимо, все очень хорошо знают) замену счётчиков горячей воды, которые уже «не боятся» магнитов недобросовестных клиентов. После этого вводится дополнительная ежемесячная плата «за счётчик», устанавливается постоянная, а не переменная плата­ за «змеевик», а также постоянная, но контролируемая госкомиссией стоимость тепловой энергии для жителей. Последним остаётся надеяться, что эта цена такой реформы по-литовски будет «подъёмной» не только для среднестатистических жителей, но и для пенсионеров, других малообеспеченных категорий населения.

НИКОЛАЙ ЛАШКЕВИЧ

WWW.PNP.RU - ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА;МОСКВА

http://pnp.ru/newspaper/20101217/5297.html