Наши услуги
Квартирный ответ
Депутаты Госдумы разработали проект закона «О совершенствовании регулирования жилищных отношений по управлению многоквартирными домами». Предложено также внести изменения в Жилищный кодекс, призванные повысить ответственность управляющих компаний и товариществ собственников жилья перед самими жителями. Что ж, давно пора. Борьба за право управлять многоквартирными домами и придомовыми территориями подчас выходит далеко за рамки законов — создаются липовые ТСЖ, отношения которых с жильцами порой напоминают боевые действия. Хватает проблем и с финансированием капитального ремонта домов. О том, что происходит в жилкомхозе, «Итоги» расспросили руководителя госкорпорации — Фонда содействия реформированию ЖКХ — Константина Цицина.
— Константин Георгиевич, возглавляемый вами фонд существует более двух лет. Пресловутый квартирный вопрос, по вашему мнению, в принципе решаем?
— Смотря как считать. Когда фонд только создавался, было понятно, что денег, которые были ему выделены, для окончательного оздоровления жилищно-коммунального хозяйства недостаточно. Поэтому и задача перед нами стояла другая — мы должны были содействовать появлению в этой отрасли таких механизмов хозяйствования, которые делали бы ее более прозрачной, конкурентной и эффективной. И такие механизмы мы нашли. В первую очередь мы убеждены, что жильцы домов должны объединяться в товарищества, кооперативы, самоорганизовываться и принимать активное участие в решении судьбы своих домов.
На наш взгляд, именно создание ТСЖ — это та форма, которая позволит вытащить отрасль, чей годовой оборот составляет порядка 2,5 триллиона рублей. Это достаточно серьезная сумма. И надо, чтобы средства шли на улучшение качества жизни людей, а не на что-то еще. Сами товарищества собственников жилья должны определять, кому и за что они платят. Мы же пытаемся помочь в создании ТСЖ в регионах. Ведь не секрет, что не во всех муниципалитетах это находит понимание.
Наконец, важным элементом нашей работы является софинансирование ремонта жилых домов. Когда в России происходила приватизация жилого фонда, в обязанность государства входила передача его людям в отремонтированном состоянии. В силу ряда причин оно этого не сделало. Теперь необходимо восполнить пробел хотя бы частично. У нас в стране ремонта требуют порядка 950 тысяч домов. При этом финансирование из средств фонда мы используем еще и как способ мотивировать людей объединяться в товарищества. Мировоззрение должно меняться не только у чиновников, но и у собственников. Что мы считаем своей собственностью? Только квартиры. А то, что за входной дверью, уже не наше. Но ведь это не так. По закону этим мы тоже владеем. А значит, нам надо содержать свои дома в надлежащем состоянии.
— Какую часть суммы из выделенных вам правительством 240 миллиардов рублей вы уже потратили и на что?
— На самом деле нам было выделено 255 миллиардов рублей. 240 миллиардов мы получили еще до кризиса, и 15 миллиардов правительство добавило в этом году. Из них потратили на цели деятельности фонда, записанные в законе, порядка 219 миллиардов рублей. На эти деньги, во-первых, расселено 2,2 миллиона квадратных метров аварийного жилья, где проживало 143,876 тысяч человек. Люди, которые десятилетиями жили в трущобах, смогли переехать в благоустроенные квартиры. Это очень важно, так как в XXI веке граждане должны иметь современные и комфортные условия проживания. Во-вторых, отремонтировано 82 тысячи жилых домов. Это, конечно, не так много. Но перед нами и не стояла задача отремонтировать весь без исключения жилой фонд. Было понятно, что средств фонда хватит на приведение в порядок 12—15 процентов жилья. Важно найти механизмы продолжения этой работы. Ведь по закону в 2012 году Фонд содействия реформированию ЖКХ должен быть расформирован.
— И что дальше?
— Мы предлагаем создать подобные фонды в каждом субъекте Российской Федерации. Важно, чтобы принцип распределения средств у них был бы таким же. То есть деньги выделяются на ремонт тех домов, где уже созданы товарищества собственников жилья и где ТСЖ сами определили, что и как в этих домах надо ремонтировать. Опыт работы Фонда содействия реформированию ЖКХ говорит о том, что более эффективным является комплексный капитальный ремонт, а не отдельные латания крыш или замена лифтов. Он помогает повысить энергоэффективность здания до 50 процентов. Чтобы была понятна экономия: в целом по России впустую сжигается условного топлива около 54 миллионов тонн в год на сумму порядка 420 миллиардов рублей. В 2008 году комплексный ремонт был проведен только в 19 процентах жилых домов, на которые фонд выделял средства. В 2009 году мы вышли уже на цифру в 29 процентов. В этом году надеемся, что показатель достигнет 50 процентов.
— За счет чего вы предлагаете финансировать деятельность региональных фондов, о которых говорите?
— За счет региональных бюджетов, помощи со стороны правительства и платежей, которые будут вносить граждане за ремонт своих домов. В настоящее время существует постановление правительства РФ от 18 декабря 2008 года № 960 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг», согласно которому установлен федеральный стандарт: стоимость капитального ремонта на 2010 год должна составлять в среднем по России 5 рублей, на 2011 год — 5,6 рубля в месяц за один квадратный метр.
Я, когда получаю в Москве платежку на оплату услуг ЖКХ, вижу в ней графу «Ремонт и содержание жилых помещений». Если я плачу по этой графе, то правительство Москвы должно ремонтировать мне квартиру. Но оно этого не делает. Видимо, под этой графой понимается ремонт не самой квартиры, а капитальный ремонт дома, чем сейчас и занимается правительство Москвы. Именно поэтому необходимо создать такую систему, при которой граждане будут четко знать, за что и кому они платят. И система региональных фондов капитального ремонта позволит это сделать. Она должна быть абсолютно прозрачной, чтобы каждый гражданин, зайдя на сайт фонда своего региона, мог бы посмотреть, сколько денег уже накоплено на ремонт его дома на отдельном счете. А дальше общее собрание ТСЖ принимает решение, когда и в каком объеме его ремонтировать. И какой организации заказывать эту услугу, исходя из тех средств, которые накоплены. А фонд будет этот ремонт оплачивать. Причем не только из средств самих граждан, но и из тех дотаций, которые выделяют региональный и федеральный бюджеты. По нашим расчетам, такая схема позволит уже через 5—10 лет решить проблему ремонта всех жилых домов и перейти к плановому их обслуживанию.
— То есть главным в системе должно быть товарищество собственников жилья?
— Совершенно верно. Это наша принципиальная позиция. Никто лучше самих жильцов не знает, каким должен быть их дом, какого цвета стены в подъездах, где разбить газон во дворе и какой должна быть детская площадка. Важно, чтобы дом рассматривался как единый имущественный комплекс со всеми вытекающими из этого последствиями. И именно поэтому при выделении средств из нашего фонда тому или иному региону для нас важным является, какое количество ТСЖ там уже создано. И нам отрадно осознавать, что оно неуклонно растет. Сегодня фонд работает уже с 81 субъектом Федерации. Лидерами по созданию ТСЖ являются Санкт-Петербург, Белгородская область, Алтайский край, Татарстан. Но здесь есть один серьезный момент. Многие считают, что ТСЖ — примерно то же самое, что и управляющая компания. Но это не так. Это объединение собственников, которые далеки от таких вопросов, как ремонт, уборка подъездов. То есть они в этом могут разбираться, но не будут делать сами. У них полно и своих забот. Есть, конечно, ТСЖ, которые сами берут на себя функции управляющей компании. Нанимают для этого сотрудников. Но совершенно не обязательно, что этим должно заниматься каждое товарищество. Собственники могут просто выбрать управляющую компанию, которая предложит им наиболее качественные с их точки зрения услуги. Такая компания должна либо сама иметь производственные мощности, либо нанимать субподрядные организации. Но важно, чтобы собственники видели, за что именно они платят. А вот этого добиться очень сложно. Управляющие прячут свои документы, субподрядчики часто не предоставляют ТСЖ сметы. Надо добиться прозрачности. В Госдуме разработан законопроект «О совершенствовании регулирования жилищных отношений по управлению многоквартирными домами». Надеюсь, после его принятия отпадут многие вопросы.
— Наверное, надо для этого добиться конкуренции между управляющими компаниями, которой сегодня просто нет…
— Это отдельный и очень серьезный разговор. Но постановка проблемы абсолютно правильная. Сегодня в стране порядка 20 тысяч управляющих компаний...
— Ну, это те же ДЕЗы, которые просто переименовались. Разве не так?
— Не совсем. ДЕЗы чувствовали хоть какую-то ответственность, поскольку они принадлежали муниципалитетам. А управляющие компании — это акционерные общества. И зачастую они завышают расценки на свои услуги. В том числе из-за слабой конкуренции между ними. Пока нет никаких нормативных документов, которые регламентировали бы их деятельность. Именно поэтому был разработан и внесен в Госдуму законопроект по созданию саморегулируемых организаций среди управляющих компаний. Он должен упорядочить ситуацию. Причем до выхода закона в некоторых регионах такие организации уже начали создаваться. Саморегулирующиеся организации имеют свои сайты, на которых вывешены списки управляющих компаний, принципы их деятельности. Это фактически реестр. Поскольку предполагается, что члены таких ассоциаций будут еще и нести субсидиарную ответственность за свою деятельность, то они станут следить друг за другом и требовать надлежащего исполнения обязанностей. Если ты взял деньги на ремонт дома и не сделал его или сделал некачественно, тебя просто исключат из саморегулирующейся организации. И на этом рынке ты работать больше не сможешь. Таким образом, можно сказать, что саморегулирование в среде компаний, управляющих недвижимостью, будет развиваться, в том числе и с помощью фонда. Хочу подчеркнуть, что за оставшийся срок работы фонда получат окончательное решение все организационные вопросы обеспечения нормальной работы ЖКХ.
Итоги, №30 / 26.07.10