Наши услуги
Фонд умер, да здравствует фонд!
С 1 января 2012 года Фонд содействия реформированию ЖКХ прекращает свое действие. Уже до конца текущего года в Удмуртии будет создан специальный региональный фонд, который, по задумке, станет заменой федеральному. В республиканском Минстрое пока затрудняются назвать функции новообразования и источники его финансирования. Между тем участники отраслевого рынка уже предлагают свои идеи решения проблемы капремонта многоквартирного жилья после 2011 года.
Все хорошее кончается
В соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» данная структура прекращает свою деятельность с 1 января 2012 года. До этого момента фонд должен израсходовать на цели «создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий» 240 млрд руб. В 2010 году Удмуртия получила из Фонда содействия реформированию ЖКХ 1 млрд 60 млн руб., таким образом исчерпав весь причитающийся республике за время работы фонда лимит средств (2 млрд 470 млн руб.).
В связи с прекращением деятельности Фонда содействия реформированию ЖКХ для дальнейшего финансирования капитального ремонта и модернизации многоквартирных домов (МКД) после 1 января 2012 года в регионах должны заработать специальные местные фонды капремонта.
Законопроектом Фонда содействия реформированию ЖКХ предложен вариант, суть которого заключается в установлении обязательного внесения платы за капитальный ремонт собственниками помещений во всех многоквартирных домах без принятия ими решений о капитальном ремонте конкретного МКД. Деньги будут перечисляться в региональные фонды капитального ремонта многоквартирных домов, накопленные – перераспределяться и направляться на капитальный ремонт.
«Проектов документа было уже несколько, но пока ни один из них не нашел всеобщего одобрения на федеральном уровне, – рассказывает начальник управления жилищного хозяйства Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики УР Диана Новомейская. – Так или иначе, региональный фонд капремонта МКД до конца 2010 года в Удмуртии будет создан. Однако говорить о какой-либо конкретике в отношении него – преждевременно. Мы еще даже не определили организационно-правовую форму, в которой фонд будет существовать».
Напомним, что до появления Фонда содействия реформированию ЖКХ в Удмуртии уже существовал своего рода региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов, работавший по схеме пропорционального финансирования капремонта собственниками и региональным бюджетом 50/50. «Первый год работа шла тяжело, было много недовольств со стороны населения, постоянно возникали проблемы. Затем дело пошло получше, но созданный на федеральном уровне Фонд содействия реформированию ЖКХ погубил все это дело на корню, снизив процент софинансирования для собственников жилья до 5, – говорит заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по собственности Евгений Богомольный. – С 2012 года, когда процент финансового участия населения возрастет (пока не ясно до какого размера, но так или иначе это произойдет обязательно), безусловно, будут возникать проблемы, недопонимание с собственниками».
Первый пошел
Пилотный проект создания регионального фонда финансирования капремонта уже реализован в Татарстане (его роль выполняет Главное инвестиционно-строительное управление РТ). Как рассказали в пресс-службе Минстроя соседней республики, на его счетах аккумулируются средства, собираемые с населения по статье платежек «капитальный ремонт». С начала года сумма составила 738 млн руб.
«Одним из основных условий реализации пилотного проекта стало доведение платежей населения за капитальный ремонт до уровня федерального стандарта его стоимости. На 2010 год для Республики Татарстан он определен в размере 5 руб. с 1 кв. м в месяц, – рассказывает пресс-секретарь Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан Елена Самохина. – Все собранные с населения по этой статье средства аккумулируются на счетах фонда. В дальнейшем деньги направляются на финансирование капремонта в домах, участвующих в утвержденной программе конкретного муниципального образования. Учет поступивших средств ведется в разрезе каждого многоквартирного дома. Средства, собранные с собственников домов, не участвующих в программе, будут возвращены многоквартирному дому к моменту необходимости проведения в нем капитального ремонта».
Однако, по мнению наблюдателей, все не так гладко, как кажется на первый взгляд. «Я ездил вместе с министром строительства, архитектуры и жилищной политики УР Александром Ходыревым в Татарстан, чтобы понаблюдать за опытом их работы с региональным фондом, – рассказывает Евгений Богомольный. – Как поведали наши казанские коллеги, в республике прошел уже не один суд, истцами по которым выступают недовольные собственники жилья. Не исключено, то же самое ждет и нашу республику».
По мнению Елены Самохиной, пока еще рано говорить о конкретно достигнутых результатах регионального фонда. Между тем она отмечает, что подобная модель реализации программы дает возможность решить проблему капитального ремонта жилого фонда в Татарстане в течение ближайших пяти лет.
Сдержать процент
Несмотря на то что ясности в вопросе создания регионального фонда нет даже в профильном министерстве, участники нашего рынка ЖКХ уже активно обсуждают возможные пути решения проблем капремонта начиная с 2012 года.
«Безусловно, самое удобное – оставить Фонд содействия реформированию ЖКХ и не расформировывать его. Но поскольку это уже утвержденное решение, то нужно искать пути выхода из ситуации. Проводить капитальный ремонт в жилых домах так или иначе необходимо, потому региональный фонд будет создан в любом случае. Эту идею я одобряю, – делится управляющий группой предприятий «Ижкомцентр» Сергей Сурнин. – Но здесь важно не допустить резкого скачка процента материального участия собственников жилья в финансировании капремонта. То есть увеличение с 5%, которые собственники оплачивали в период работы фонда, до 50% – ставки, которая действовала в 2006–2007 гг. – на мой взгляд, неприемлемо. Эта сумма будет непосильным бременем для большей части населения. Оптимален, на мой взгляд, процент финансового участия собственников в капремонте жилых домов на уровне 10–15%».
Вообще, согласно федеральному закону, финансирование капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств фонда, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов не должно было превышать 95% стоимости капитального ремонта, а долевое финансирование за счет средств собственников помещений – составлять не менее 5% общего объема средств. «Однако с самого начала существования фонда за основную цифру была принята минимальная ставка, – поясняет Диана Новомейская. – Думаю, что возвращаться к временам, когда собственники оплачивали половину стоимости капремонта, мы не будем. Это для населения слишком большие суммы. Полагаю, остановимся на 15–20%. О том, в каких пропорциях на эти цели будут выделять деньги региональный и муниципальные бюджеты, пока говорить сложно».
Ремонт в кредит
На самом деле, изначально законопроект о региональных фондах предполагал два принципиально разных подхода к финансированию капремонта. Или за счет накопленных собственниками средств (но в этом случае им угрожает инфляция), или в кредит. Фонд обсудил кредитную схему с рядом банков, однако кредитные организации оказались не согласны заключать договоры с управляющими компаниями, но готовы кредитовать собственников под залог квартир. При этом банкиры настаивают на введении обязательного минимального платежа и высоких процентных ставках. Поэтому, как констатировал генеральный директор Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин, от кредитной схемы решено отказаться в пользу накопительной.
«И все же второй вариант, при котором региональный фонд выступает гарантом по кредитам собственников на проведение ремонта в их домах, на мой взгляд, более предпочтителен. В обратном меня не убедит даже опыт Татарстана, на который все ссылаются, – говорит председатель Удмуртской ассоциации собственников жилья Виктор Кривоносов. – Невозможно при рыночной экономике строить нерыночные отношения. Поверьте, собственники готовы платить за капитальный ремонт, многие готовы даже на крупные платежи, лишь бы провести, наконец, эти работы. Тут же получается, что собственники квартир в доме А вносят в фонд средства, которые тут же отдают в пользование другим – из дома Б, но никто не застрахован от того, что, когда жители дома А соберутся ремонтировать свой дом, жильцы дома Б своевременно и в полном объеме вернут в фонд потраченные деньги. Деньги не бывают общими, рано или поздно собственники поднимут бунт, как это не раз уже случалось в 2006–2007 годах в Удмуртии. Уверен, в Татарстане история с фондом закончится крупным скандалом».
Нестыковки
В последней версии законопроекта о региональных фондах эксперты усматривают ряд «несовместимых с жизнью» неточностей. Так, московский фонд «Институт экономики города», проанализировав законопроект, отмечает как минимум три нестыковки.
Во-первых, предусмотренные законопроектом региональные фонды фактически осуществляют привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение счетов физических и юридических лиц, осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, то есть выполняют функции кредитных учреждений, но при этом действуют без лицензии и вне сферы законодательства о банках и банковской деятельности.
Во-вторых, предложенное законопроектом взимание платы за капитальный ремонт со всех собственников и нанимателей жилых помещений во всем многоквартирном доме на территории муниципального образования имеет признаки, присущие налоговым платежам: обязательность, безвозвратность, индивидуальная безвозмездность платежа, отсутствие персонификации при поступлении платежа. То есть практически это те же фиксированные квазиналоговые платежи.
В-третьих, предложенная законопроектом система определения размера платы за капитальный ремонт многоквартирного дома является возвратом к государственному регулированию цен в жилищной сфере, прекратившемуся с вступлением в силу Жилищного кодекса Российской Федерации. Установление такой платы предполагается в виде усредненных платежей за капитальный ремонт в виртуальном многоквартирном доме.
Так или иначе, законопроект будет дорабатываться, после чего пройдет ряд согласований, и лишь потом будет принят как руководство к действию. Ну а региональный фонд капремонта в Удмуртии как структура, созданная до конца 2010 года, с 2012-го начнет свою работу по предложенной Федерацией схеме.
Екатерина Глухова, стр. 15-17
Деловая репутация (Ижевск), 16.08.2010